Стать друидом

Статья. «Крылатый Вестник», № 7, 2000

По следам "Творческого полигона - 2000"


Ролевик – прежде всего человек, а уже потом ролевик. Какими бы городскими мы ни были, нам нужно помнить, что мы не только пользуемся окружающим Miром, и тем более не можем “покорять” его. Мы в нëм живëм и являемся его неотъемлемой (хочется надеяться) частью. Мы с нашим Мiром связаны неразрывно, и, воздействуя на него, “кушаем” все последствия, иной раз буквально.

Можно самозабвенно покорять тот сук, на котором сидишь над пропастью. Но не очень долго. Можно вообще на всë наделать и столь же самозабвенно свинячить на полигонах. Но тоже не бесконечно, потому что Природа такого не терпит.

Мало того, что иной полигон напоминает давно не чищенную мусорную свалку, где и в ботинках-то ходить опасно, не то что босиком. Хуже то, что в таких местах постепенно накапливается недобрая энергия разозлëнной Природы. Над полигоном повисает словно колпак грязной чëрной ауры. Мерзкое место, живущее своей, уже внечеловеческой жизнью, начинает травить наши души и переделывать нас под себя.

Злодействие ощущается и впитывается нами бессознательно, независимо от того, хотим мы этого или нет, знаем или нет. Это – такая же объективная сущность, как смог, которым мы (куда деваться) дышим в городах.

Города – сами по себе средоточие этой пакостной ауры, ощущаемой нами как “ледяное дыхание каменных джунглей” и “голос мегаполиса”, этакого культурального смога, порождающего и взращивающего почти все пороки человечества. А человечество из городов несëт всю эту дрянь на игровые полигоны. И постепенно приходит ощущение, что вот на этом полигоне ничего делать уже нельзя, что он устал. Есть и такое поганенькое словечко: “выработан”.

На таком полигоне нужно буквально чистку учинять. Надолго выгонять оттуда ролевиков и убирать весь мусор. Но этого мало. Там ещë надо очищающие обряды проводить. Но много ли народу это знает и умеет? Ну, и мы, разумеется, начинаем... искать новые полигоны, чтобы через некоторое время “выработать” и их. А Земля устаëт, озлобляется и начинает мстить.

Готовя наши игры и “Творческий Полигон”, мы задумались над тем, как ролевик – человек, – будет взаимодействовать с окружающим Мiром, как он будет относиться к Природе, какое место будет там занимать.

ХХ век об этом знает мало. В древности знали куда больше, часть этих знаний сохранилась и до нашего времени. Хранители их – религии, некоторые учения, книги и, увы, уже немногие люди. А хочется, чтобы таких людей было много, чтобы люди понимали, что тут нужно делать и как. И начинаем мы с туризма.

Настоящий туризм – это прежде всего понимание того, какие последствия влекут за собой наши действия. Настоящий турист проходит по Земле так, что за его спиной остаëтся больше пользы, чем вреда, больше добра, чем зла. Об этом много знали (и знают до сих пор) индейские и сибирские шаманы.


Тут много всего. Как нужно ходить в лесу, и почему. Как нужно оборудовать лагерь, и почему. Что рубить можно, а что нельзя, и почему. Как относиться к деревьям, к воде, куда и как девать мусор, даже и не вами оставленный (и тем более, если не вами), и почему. Что после себя оставить, и почему... И даже – какие песни петь. И почему!

Но будет это всë только тогда, когда человек поймëт и решит, за что он ответствен перед Мiром вообще и перед тем маленьким мiром, по которому вот сейчас ступают его ноги, где стоит его палатка и горит его костëр. Иначе говоря – нужен хозяин.

Э, нет, друзья, не господин, а именно хозяин. Нескольких таких хозяев великолепно описал Толкиен. Том Бомбадил и Золотинка. Беорн (да, да, и этот медведь тоже!). Галадриэль. Пожалуй, единственная из всех эльфов, что на исходе Третьей Эпохи уже не странно. Но, что более всего удивительно, неким боком... Арагорн. И... хоббиты. А вот каким они все боком, я здесь говорить не буду. Прочтите!

А мы – вот каким. Каждый из нас, участников “Полигона” – хозяин чего-либо. Реки, родника, леса, костра... Он, и только он, отвечает за то, чтобы в лагере было всë, что нужно, вовремя, и при этом – в образцовом порядке. А главное – чтобы окружающая нас природа оставалась чистой, как физически, – а это ни грамма мусора на полигоне, что достигается весьма просто, – так и... А вот это уже куда интереснее, ибо мы подходим к вопросу о гармонии человека и природы.


Исходное: Я должен стать частью моего Мiра. Я – такое же живое существо, как вот это дерево, куст, белка, камень (да, да!). А они – не менее важны здесь, чем я. Даже более, потому что они тут живут, тут их дом, а я – гость в этом доме. Значит, я должен прийти сюда, как друг, а не завоеватель, как созидатель, а не разоритель, как помощник, а не свинушник. Я должен поступать так, чтобы после меня остался добрый след и добрая память в этом доме. Чтобы он оставался прекрасен или даже стал ещë прекраснее. Чтобы аура над этим местом оставалась или стала золотой, алой, небесно-голубой, зелëной, как майская листва берëз... но только не вот той, о которой я рассказывал выше.

Здесь родничок? Пусть он будет чист и весел. Хозяин родника очистит и обиходит его, и будет следить. Мы рубим дрова? Замечательно, хозяин леса выберет, какую лесину срубить, чтобы остальным деревьям стало свободнее, и чтобы красота места не нарушилась. А если вот это сухое дерево придаëт картине маленького мiра особенную прелесть, мы не придëм к этому дереву с топором. И никогда мы так не придëм к дереву живому. Мы берëм воду из речки? Хозяин реки проследит, чтобы в этом месте всë было прибрано, а в воду никто не вылил никакой бяки. Хозяин лагеря сделает так, чтобы место нашей жизни было уютным и красивым.

А когда наступает вечер, хозяева напомнят, что это – время тихого разговора и тихих песен. Потому что мiр хочет отдохнуть, в том числе и от нас, если мы за день умудрились ему чем-то помешать.

У каждой малости есть свой хозяин. Но есть хозяева и у такой глобальной сути, как гармония мiра и человека. Мы называем их друидами. Они – наши добрые волшебники природы. Именно друиды наблюдают за тем, как действуют остальные хозяева. Есть и обряды, воссоединяющие нас с Природой, и этим тоже занимаются друиды. В лагере обязательно есть алтарь друидов, который – более, чем просто алтарь. Он – неигровой, и нужен затем, чтобы мы не забывали, кто мы тут и для чего сюда пришли. В числе всего прочего на алтаре лежат музыкальные инструменты, каждый может их взять и сыграть что-нибудь тихое. И неважно, умеет ли он играть – главное, чтобы хотел, и знал, для чего.


Как известно, добрый волшебник Мерлин был великим мастером погоды, а делал это с помощью музыки. Что же, это имя и меня кое к чему обязывает. А что погода – это настроение природы, что так отзывается на нас окружающий мiр, – эта истина летом 2000 года стала ясной не только нам на “Борьбе за Огонь”, “Драконах” и “Полигоне”, но и участникам “Греции”. А это – совсем другие мастера и игроки.

Друиды у нас получаются настоящие, потому что это не игра. Это истинное служение хранителя, в случае друидов – хранителя гармонии. Возможно, я не очень ясно говорю, но это нужно видеть, слышать и испытать. Люди, проходившие обряды друидов на “Драконах”, говорили, что хотят стать такими друидами по жизни. А это уже и там было “по жизни”, потому что на играх глубокого вживания “по жизни” и “по игре” не различается. Там всë настоящее, кроме угрозы здоровью и жизни игроков.

Очень важно, что делают друиды и остальные хозяева, когда приходит новый человек. Они принимают его, как у себя в доме, и делают так, чтобы появление гостя ничего не нарушило. Если гость приехал, чтобы остаться, он вскоре становится хозяином чего-либо, и сам выбирает, чего именно. А если уезжает – хозяева провожают его. Понятно, что бывают такие “гости”, кому, по-хорошему, тут не место. Такой гость уедет.

А на играх? А там, во всяком случае на “Острове Драконов”, каждая команда исповедует некое учение, в котором заложено и отношение к Мiру большому, и к мiру малому. И кабак у нас – не кабак, а Дом для друзей, в котором есть свои хозяева, а все остальные персонажи могут стать их гостями.


Вообще – всë, о чëм я рассказываю, это так называемая ментальная экология. Она тесно сопряжена с физической экологией (наукой о развитии и взаимодействии частей мiра) и охраной окружающей среды (это непосредственные действия людей в природных ландшафтах, например, уборка антропогенного мусора, санитарные рубки, отлов браконьеров). Для нас – как для ролевиков, мастеров, представителей нашего движения, – важно, чтобы все эти моменты понимал каждый приехавший к нам человек. И не только понимал, но и принимал, начиная нам помогать. А оттого изменялся бы и сам.

Ведь если человек становится друидом – добрым волшебником Природы, высшим еë хозяином, – что может быть лучше этого?


2000 г.



Сайт управляется системой uCoz